МОТОР И ЕГО ПИТАНИЕ

МОТОР И ЕГО ПИТАНИЕКогда мотор самолета рабо­тает, винт вращается; это слу­жит доказательством того, что мотор передает энергию валу винта.

Требования, предъявляемые в настоящее время к мотору, P? c. заключаются не только в том, 2’9 чтобы получить от него опреде­ленную мощность, но и в том, чтобы получить нужную мощность в нужное время. Мотор охотно выполнит эти требования, но он хочет, чтобы с ним были хорошо Рис знакомы; это значит, что вы дол — 280 жны знать, что происходит в нем во время работы. Вы не можете видеть, что происходит внутри работающего мотора; в частности, вы не можете видеть, как карбю­ратор питает мотор. Поэтому об­ратимся к рисункам.

Подпись: и* Подпись: т

Рис. 279. Полностью открытый дроссель. На полном газу, т. е. когда же­лают получить наибольшую мощ­ность, мотор требует лучшего питания. Лучшим питанием яв­ляется такая смесь, которая бы — рис. стро сгорает и не оставляет не сгоревших частиц. В этом случае отношение воздуха к горючему должно быть приблизительно, как 13 : 1. Не вся сгоревшая смесь уходит через выпускной клапан после хода выталкивания. Часть ее остается в цилиндре, — ш

Свежая смесь, посту­пающая в цилиндр во вре­мя всасывающего хода поршня, смешивается с от­работанными газами, ос­тавшимися от предыдущей вспышки, однако, это не оказывает серьезного вли­яния на работу мотора. Рис. 280. Прикрытый дроссель. Когда дроссель прикрыт, количество отрабо­танного газа, оставшегося в цилиндре после предыдущей вспышки, такое же, как и при открытом дросселе, а вес смеси, поступающей в цилиндр, уменьшился. При таком соотноше­нии между оставшимися отработанными газами и свежей смесью сгорание замедляется. Сле­довательно, необходима более богатая смесь для получения максимальной мощности или экономии горючего.

Подпись: Рис. 284. МОТОР И ЕГО ПИТАНИЕПодпись: Рис. 285. Подпись: Рис. 286. Подпись: Рис. 287. Подпись: Рис. 288. Рис. 281. Почти закрытый дрос­сель. В многоцилиндровом авиамоторе для обеспечения ровной (без перебоев) работы весьма важно, чтобы воздух не мог проник­нуть в цилиндр через неплотности во всасы­вающем трубопроводе или в клапанах. Нали­чие излишка воздуха обедняет смесь. При помощи карбюратора можно было бы регули­ровать состав смеси, если бы мотор имел только один цилиндр. Такое регулирование не сле­дует, однако, применять в многоцилиндровом моторе; оно хотя и улучшит смесь в тех ци­линдрах, в которых имел место подсос воздуха, но зато отразится и на цилиндрах, где под­соса не было, в результате — плохая работа мотора.

Рис. 282. Почти закрытый дрос­сель. Если выпускной клапан неправильно отрегулирован и ос­тается частично открытым в начале всасывающего хода поршня, отработанные газы проникают в цилиндр вместе с воздухом, что

загрязняет смесь. Это положение может быть исправлено, как по­казано на рис. 281, но с теми же отрицательными последствиями. Лучшим решением является правильная регулировка клапанов.

Рис. 283. Почти закрытый дроссель. Если впуск­ной клапан будет открываться слишком рано во время выхлопного хода поршня какого-либо цилиндра, то значительное количество отработанных газов проникнет во всасывающий трубопровод и испор­тит отрегулированную смесь. На рис. 283 мы видим нежелатель­ное влияние выхлопных газов, смешанных со свежей смесью. Лучшим средством борьбы с этим является правильная регули­ровка клапанов.

Карбюрация (основные принципы). Весьма важно, чтобы карбюратор питал мотор на рабочих оборотах однородной смесью и в наиболее подходящей пропорции горючего и воздуха. Забудем о конструктивных деталях мотора, которые легко уяснить себе, если мы знаем основные принципы его работы, заключающиеся в хо­рошем питании мотора.

Рис. 284. Когда соломинку опускают в жидкость, уровень жидкости в соломинке может быть поднят всасыванием, как пока­зано на рисунке А. Если проделать небольшое отверстие в соломинке над уровнем жидкости, как показано на рисунке В, жидкость под­нимется кверху в виде небольших капелек, разделенных воздуш­ными пузырьками. Этот способ смешения не является наилучшим, так как жидкость должна быть поднята на некоторую высоту прежде, чем воздушные пузырьки подхватят ее. Такой способ подсоса воз­духа хуже, чем устройство, указанное на рисунке С. Здесь воздух проходит через отверстие несколько ниже уровня жидкости и под­нимает жидкость к верхнему концу соломинки; в результате полу­чается однородная смесь (эмульсия), независимо от силы всасы­вания.

Рис. 285. Большая часть засасываемого воздуха, необходимого для смеси с горючим, проходит вокруг жиклера карбюратора, поме­щенного в узком сечении диффузора (трубки Вентури). На рисунке показано отверстие, через которое подсасывается воздух для целей, объясненных на рис. 284.

Рис. 286. При небольших оборотах мотора разрежение у жик­лера карбюратора может быть недостаточно сильным, поэтому, как здесь указано, предусмотрен отдельный канал для подачи горю­чего в мотор, когда дроссель закрыт. С увеличением числа оборотов мотора при постепенном открывании дросселя разрежение в диф-

т

фузоре увеличивается и горючее подается через главный жиклер.

Подпись: карбюратора Подпись: Дроссель открыт полностью Рис. 287. Для быстрого увеличения оборо­тов мотора необходима богатая смесь; эта смесь получается с помощью так называемого доба­вочного жиклера. Именно из этого жиклера рис. получается избыточное горючее для образования богатой смеси, необходимой для увеличения числа оборотов.

Подпись: закрыт Рис. 288. Более богатая смесь для лучшей приемистости мотора может быть получена при помощи насоса (помпа приемистости). Этот на­сос работает вместе с дросселем. Быстрое от — рис. крывание дросселя заставляет насос подавать ’ горючее, как показано на рисунке, помогая, та­ким образом, жиклеру в питании горючим мо­тора, особенно в холодную погоду.

Рис. 289. Для максимальной мощности мо­тор нуждается в значительно более богатой сме­си, а для средних оборотов, когда необходима рис. экономия, смесь должна быть более бедной. Эта

29І.

Подпись: Регулятор смеси задача разрешается с помощью игольчатого клапана (экономической иглы), как показано здесь; этот клапан уменьшает приток горючего при приближении дросселя к среднему поло­жению.

Рис. 290. Здесь показана особая система Рис золотников для регулировки смеси. При работе 292- на полном газу, как показано на рисунке, поршни занимают нижнее положение.

Топливо смешивается с частично подсасываемым воздухом; в ре­зультате получается богатая смесь.

Рис. 291. На этом рисунке поршни находятся в верхнем поло­жении, так как дроссель частично закрыт. Вы видите, что отверстие для горючего перекрыто, но зато открыто верхнее отверстие, через которое подсасывается воздух; в результате получается более бедная смесь, необходимая при средних оборотах мотора.

Как вам уже известно, плотность воздуха уменьшается с высо­той. На бблыпей высоте карбюратор будет питать мотор слишком богатой смесью, содержащей чересчур много горючего и недоота-


МОТОР И ЕГО ПИТАНИЕ

Рис. 293.

точно воздуха, если мы не отрегулируем ее состав. Смесь может быть отрегулирована уменьшением притока горючего с помощью игольчатого клапана, регулирующего прохождение горючего, или же уменьшением давления в поплавковой камере ниже атмо­сферного.

Рис. 292. На рисунке, где клапан А закрыт, карбюратор отрегулирован на подачу богатой смеси, так как давление в поплав­ковой камере равно атмосферному. Если теперь клапан А открыть полностью, поплавковая камера будет сообщаться с узкой частью трубки Вентури, произойдет отсасывание, и давление в поплавковой камере уменьшится. В результате получится бедная смесь.

Рис. 293. Все изложенные выше принципы карбюрации пока­заны на этом рисунке, изображающем карбюратор Бендикс-Стром — берг.

Если ваш самолет окажется во время полета без горючего, вы ничего не сможете привести в свое оправдание.

МОТОР И ЕГО ПИТАНИЕ

Полеты над водой. Посмотрим, как совершаются полеты над водными пространствами.

Летающая лодка или поплавковый гидросамолет требуют та­кого же обращения, как и обыкновенный самолет. Однако, во время рулежки по воде мы встречаемся с двумя различными положениями. С летающей лодкой, пока она находится на воде, обращаются, как с кораблем, но с того момента, когда она увеличивает скорость и начинает отделяться от поверхности воды, она уже является самолетом.

Для того чтобы оторваться от воды, необходимо прежде всего поднять дно лодки на поверхность или, как говорят, выйти на редан, а затем поступать так же, как и при взлете самолета.

Спокойная и гладкая поверхность воды вызывает большие труд­ности при подъеме и посадке. Очень часто, для того чтобы оторваться от спокойной поверхности воды, приходится раскачивать гидросамо­лет, уничтожая этим присасывание между водой и поплавками. В некоторых случаях рекомендуется начинать старт с глубокого места с тем, чтобы гидросамолет, достигнув мелкого места, мог раз­вить достаточную скорость и подняться в воздух, используя пру­жинящее действие воды.

До взлета летающая лодка устанавливается против ветра. По мере того как дроссель открывается, ручка берется на себя (рис. 294), что заставляет нос лодки подняться. С увеличением поступательной скорости дают ручку вперед (рис. 295), и лодка легко выходит из воды и набирает скорость, едва касаясь водной поверхности; ручка ставится в нейтральное положение (рис. 296), затем ручку снова

т


подают немного назад (рис. 297), и лодка отрывается от поверхности воды. В последующем, давая ручку немного вперед (рис. 298), дают лодке набрать большую скорость, после этого действуют, как и на самолете.

Посадка летающей лодки производится, как показано, обычным планированием (рис. 299), выравниванием (рис. 300). Когда дно лодки приближается к поверхности воды, осторожно берут ручку на себя (рис. 301). Лодка быстро теряет свою скорость вследствие сопротивления воды, и в это время ручку непрерывно тянут назад (рис. 302), пока лодка не остановится (рис. 303).

При посадке на спокойную поверхность вы можете легко оши­биться в определении высоты. Поэтому рекомендуется производить посадку ближе к берегу, так как берег и другие видимые предметы дадут вам лучшее представление о действительной высоте над поверх­ностью воды. Если у вас возникает сомнение, лучше приблизиться к поверхности с мотором, работающим на больших оборотах. Таким образом, при этой посадке нос лодки будет значительно выше, чем при обычном планировании.

Рис. 304. Летающая лодка или самолет, снабженный поплав­ками, называются гидросамолетами. Они управляются на воде обыч­ным образом. Однако, в ветреный день мы не должны поворачивать

гидросамолет из подветрен­ного положения в наветрен­ное, применяя мотор.

МОТОР И ЕГО ПИТАНИЕСамолет может быть лег­ко повернут ветром из по­ложения 1 в положение О так, что он постепенно встанет, как флюгер, про — Рис. тив ветра. Если вы попы­таетесь повернуть его про тив ветра при помощи мо­тора, то центробежная сила от поступательной скорости гидросамолета, действуя от центра тяжести, будет тя­нуть внешнее крыло в во­ду. Это явление усиливает — Рис. ся ветром, как показано

305*

‘ на рисунке.

Рис. 305. Нельзя подхо­дить к береговому спуску со скоростью и выключать мотор как раз перед спу­ском, в особенности когда ветер дует с одной стороны спуска. В этом случае, как Рис только гидросамолет поте — 306• ряет свою поступательную скорость, он развернется против ветра и займет не­правильное положение от­носительно спуска. Под­ходите к спуску с хо­рошей скоростью и выклю­чайте мотор только тогда,

_____________ _ _____ когда действительно ко-

%По ворот (с работающим мотором?%0^дЁк зо?.’ снетесь спуска. В момент

соприкосновения вода между днищем поплавков гидросамолета и спуском сжимается настолько, что действует как амортизатор, по­глощающий удар.

Рис. 306. Если мы хотим изменить положение гидросамолета на воде, то для этого лучше всего «парусить». Для того чтобы хорошо «парусить», надо использовать две силы: тягу винта и ветер. Знание взаимодействия этих сил позволит вам разумно рабо­тать. Посмотрите на рисунок, и вы увидите, как гидросамолет выходит из положения 1 в положение 2 по пути к точке 3, от которой он может итти к бую 4 прямо против ветра.

Рис. 307. Когда на водной поверхности нет сильного вол­нения, повороты можно делать с мотором в любую сторону. Такие повороты делаются с такой поступательной скоростью, чтобы почти весь гидросамолет выходил из воды, как показано на рисунке. Руль поворота является лучшим средством управления при таких пово­ротах. Новичок не сможет сделать таких поворотов, так как они тре­буют умения хорошо «чувствовать» органы управления. Но после некоторого опыта он овладеет и этим маневром, так же как и всеми предыдущими.

Вода мягка, пока вы сильно об нее не ударитесь.